Среди различных налогов, которые платят юридические и физические лица в Российской Федерации, особое место занимает земельный налог. Следует отметить, что он возник еще в древнем Риме, и это один из самых справедливых налогов (владение землей приносило собственнику значительные выгоды и подчеркивало его статус в обществе).
Сегодня земельные ресурсы Российской Федерации представляют главную часть ее национального богатства. Много земельных участков принадлежит физическим и юридическим лицам. На начало 2014 г. в собственности частных лиц находилось 132,9 млн. га земли, что составляет 7,8% от общего земельного фонда страны. Согласно одному из основных принципов земельного законодательства, использование земли является платным. На основе этого принципа все, кто владеет земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должны платить налог на землю.
Земля является главным богатством местных общин, поэтому логично, что земельный налог в Российской Федерации относится к местным налогам (поступления от него идут на пополнение местных бюджетов). Общие положения о земельном налоге закреплены в главе 31 Налогового кодекса РФ [1]. Но в данной главе определено, что земельный налог устанавливается кодексом и нормативными актами местных представительных органов. Это означает, что конкретные ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются в каждом муниципальном образовании отдельно, но в рамках положений НК РФ.
Давайте рассмотрим более детально ключевые моменты относительно уплаты земельного налога в 2015 г. Рассмотрим, кто является плательщиками налога, что является объектом налогообложения, как вычисляется налоговая база, какие установлены ставки налога, льготы, как начисляется и платится этот налог. Если вы хотите купить земельный участок, обязательно нужно разбираться во всех этих нюансах.
Налогоплательщики – лица, которые обязаны уплачивать налог. Платить налог на землю обязаны все юридические и физические лица, которые владеют земельными участками на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. Плательщиками налога не являются лица, владеющие земельными участками на праве безвозмездного пользования или аренды.
Объект налогообложения – это обстоятельство, с возникновением которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объектом налогообложения по земельному налогу является возникновение права собственности (наследуемого владения, бессрочного пользования) на земельный участок – предмет налога.
Объектами налогообложения по налогу с земли не являются следующие земельные участки:
1) изъятые из оборота;
2) ограниченные в обороте (земли под особо ценными объектами культурного или археологического наследия, земли под историко-культурными заповедниками, музеями, земли, занятые под объектами всемирного наследия);
3) ограниченные в обороте и занятые водными объектами в государственной собственности;
4) из состава земель лесного фонда;
5) принадлежащие к общему имуществу многоквартирного дома.
Налоговая база – это стоимостное, количественное или физическое измерение предмета налогообложения. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для новообразованных участков в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость на момент регистрации такого участка.
Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется окончательный размер налогового обязательства. По земельному налогу налоговый период составляет 1 календарный год.
Налоговое обязательство – сумма налога к уплате по истечении налогового периода. Для земельного налога исчисляется как процентная доля налоговой базы, рассчитанная путем умножения базы на налоговую ставку.
Ставки налога на землю в 2015 г. не изменялись. Нужно сказать, что для каждого муниципального образования (сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения и др.) налоговые ставки устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления этих образований. Для городов Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – законами этих городов. Установленные ставки не должны превышать размеры, определенные в Налоговом кодексе. Граничные ставки налога на землю:
0,3% по отношению к следующим земельным участкам:
1) отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения (соответствующая категория земель), или к землям сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах (вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства);
2) занятым жилыми зданиями и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенным для жилищного строительства;
3) приобретенным или предоставленным для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, дачного хозяйства;
4) ограниченным в обороте в соответствии с законами РФ, а также предоставленным для нужд обороны, безопасности или таможенного контроля.
1,5% по отношению ко всем прочим земельным участкам.
Налоговые ставки органами местного самоуправления могут быть установлены дифференцировано для различных категорий земель и видов разрешенного использования, а также в зависимости от расположения объекта налогообложения (только для внутригородских территорий, включенных в состав города Москва).
Главным нововведением по уплате налога на землю в 2015 г. стала отмена самостоятельного определения налоговой базы предпринимателями. С 1 января 2015 г. налоговая база для них, как и для других физических лиц, определяется налоговыми органами. Сведения о земельных участках, принадлежащих физическим лицам, о кадастровой стоимости и переходе права собственности на такие участки передаются в налоговые органы Росреестром – органом, который осуществляет государственный кадастровый учет и ведет государственный кадастр недвижимости, осуществляет регистрацию прав на земельные участки.
Некоторые физические лица имеют право на уменьшение налоговой базы на сумму 10 тыс. руб. Это такие категории граждан:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
2) инвалиды I и II групп;
3) инвалиды с детства;
4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
5) физические лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
6) физические лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок;
7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний ядерных установок.
Для уменьшения налоговой базы данные лица должны до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом, подать в налоговые органы документы, подтверждающие соответствующее право на уменьшение налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. О начислении налога физическим лицам направляются уведомления.
Налогоплательщики-организации должны определять налоговую базу и исчислять сумму налога на землю самостоятельно. Для этого они используют данные государственного кадастра недвижимости по каждому земельному участку, принадлежащему им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Отчетными периодами для налогоплательщиков юридических лиц являются первый, второй и третий квартал календарного года.
До 1 февраля года, следующего за отчетным, налогоплательщики юридические лица обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию.
За 2014 налоговый год подать декларацию по земельному налогу должны были и налогоплательщики-предприниматели. Но начиная с 2015 г. определение суммы налога для них будут производить налоговые органы. Подавать декларации не нужно.
От уплаты налога на землю освобождаются следующие категории собственников и других владельцев:
1) религиозные организации по отношению к земельным участкам, на которых находятся здания и сооружения религиозного и благотворительного характера;
2) учреждения и организации уголовно-исправительной системы по отношению к земельным участкам, непосредственно предназначенным для выполнения их функций;
3) все организации по отношению к земельным участкам, занятым государственными автодорогами общего пользования;
4) общероссийские организации инвалидов по отношению к земельным участкам, используем для осуществления уставной деятельности (только для организаций, в составе членов которых инвалиды составляют не менее 80%);
5) организации, в уставном капитале которых не менее 50% составляют вклады указанных общероссийских организаций инвалидов, по отношению к земельным участкам, используемым для производства и реализации товаров, работ и услуг (не менее 50% работников таких организаций должны быть инвалидами, их доля в фонде оплаты труда должна составлять не меньше 25%);
6) организации, полностью основанные на капитале общероссийских общественных организаций инвалидов, по отношению к земельным участкам, используемым для образовательных, лечебно-оздоровительных, спортивно-физкультурных, информационных, научных целей, а также для реабилитации, социальной защиты, оказания правовой и другой помощи инвалидам;
7) организации народных художественных промыслов по отношению к земельным участкам, используемым для производства и реализации таких промыслов на территории их традиционного бытования;
8) отдельные представители и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по отношению к земельным участкам, используемым для сохранения и развития традиционного образа жизни, промыслов, хозяйствования;
9) организации – резиденты особых экономических зон по отношению к земельным участкам, расположенным на территории таких особых экономических зон, и которые пребывают в собственности не более 5 лет;
10) управляющие компании в инновационном центре «Сколково» по отношению к земельным участкам, расположенным на территории этого центра;
11) судостроительные организации – резиденты особых промышленно-производственных экономических зон по отношению к землям, используемым для строительства и ремонта судов (сроком на 10 лет с момента регистрации резидентов такой зоны);
12) организации – участники свободной экономической зоны по отношению к земельным участкам, расположенным на территории такой зоны (сроком на 3 года с момента приобретения).
Как видим, все предусмотренные законом льготы в основном касаются организаций и юридических лиц. Местные органы самоуправления могут самостоятельно при установлении налога определять налоговые льготы для других категорий лиц.
Как влияет изменение кадастровой стоимости земельного участка на исчисление налоговой базы? – Важно, что налоговая база исчисляется только как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода. Если на протяжении налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка (обычно повышение), то это не учитывается при расчете налоговой базы для применения ставки налога. Изменение кадастровой стоимости вследствие технической ошибки учитывается при расчете и перерасчете суммы налога на землю с того периода, когда была допущена ошибка. Изменение кадастровой стоимости по решению специальной комиссии или решению суда является основанием для изменения налоговой базы с того периода, кода было подано заявление на изменение кадастровой стоимости, но не ранее, чем оспариваемая кадастровая стоимость была установлена.
Как влияет переход права собственности (наследуемого владения, постоянного пользования) на земельный участок на протяжении налогового периода на исчисление суммы налога? – Исчисление суммы налога (авансового платежа) в таком случае происходит с учетом следующего коэффициента: число полных месяцев владения участком, разделенное на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право на землю оформлено до 15 числа месяца включительно или право прекращено после 15 числа, то данный месяц считается полным месяцем владения. Если право оформлено после 15 числа или право прекращено до 15 числа включительно, то при расчете коэффициента данный месяц не учитывается как полный месяц владения участком.
Как рассчитывается сумма налога на землю в случае возникновения или прекращения права на льготу на протяжении налогового периода? – Начисление сумы налога производится с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение количества полных месяцев, когда отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и прекращения права на льготу принимается за полный месяц.
Если земельный участок перешел по наследству? – Налог будет насчитываться с момента открытия наследства, а не с момента регистрации права собственности на него.
Если физическое лицо приобрело или ему был предоставлен земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства? – С момента регистрации права на земельный участок на протяжении 10 лет, но до момента регистрации права на построенный объект недвижимости, сумма налога рассчитывается с применением коэффициента 2. То есть на протяжении 10 лет, если не построить на земельном участке дома и не зарегистрировать право собственности на него, предусматривается двукратное увеличение суммы налога.
Как рассчитывается сумма налога в случае приобретения в собственность юридическими и физическими лицами земельных участков для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства)? – Законом предусмотрено установление коэффициента 4 (четырехкратного увеличения суммы налога на землю) в случае незавершения строительных работ и нерегистрации прав на построенный объект недвижимости в течение 3 лет. На протяжении 3 лет строительства к сумме налога применяется коэффициент 2 (двукратное увеличение налога). Если объект построен менее чем за 3 года, то осуществляется пересчет уплаченной суммы налога по коэффициенту 1.
Порядок и срок уплаты налога на землю устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Для налогоплательщиков организаций срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным. Для юридических лиц органами местного самоуправления может быть предусмотрена обязательная уплата авансовых платежей по земельному налогу за 1-й, 2-й и 3-й кварталы. По окончании года организации подают налоговую декларацию и осуществляют уплату оставшейся части налога.
Физические лица обязаны уплатить налог на землю до 1 октября года, следующего за годом - налоговым периодом. При этом сумма налога к уплате определяется в уведомлениях, направленных налоговыми органами. Налоговый орган имеет право отправить уведомление не более чем за три предыдущих налоговых года.
Источники:
1. Налоговый кодекс РФ (ЗК РФ) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173469/?frame=94/.
Купили дом или участок земли? Есть возможность вернуть часть средств. Оформить налоговый вычет. Как это сделать и есть ли подводные камни?
Сегодня на участках увлеченных садоводов можно встретить все направления ландшафтного дизайнерского искусства. Особенно актуален «натургарден» — естественный сад. Даже участки, оформленные в регулярном стиле, где все подчинено строгому порядку и симметрии, современные ландшафтные дизайнеры делают более живыми и разнообразными. Наряду с традиционными розами, луковичными и хвойными растениями здесь появляются декоративные травы и злаки, оживляющие картинку и делающие ее более естественной.
Хотите уберечь дом от сырости? Установите продухи или отдушины в цоколе дома для естественной вентиляции. А что делать с ними осенью? Закрывать их или нет — решение за вами.
Кабачок известен вкусовыми качествами, а также диетическими свойствами. Его можно обжаривать, тушить, консервировать или делать из него икру. Важной особенностью кабачков является универсальность в приготовлении блюд, а также он достаточно неприхотлив при выращивании, но все же стоит соблюдать ряд некоторых правил для получения хорошего урожая.
Тепловые насосы – альтернатива газовому и твердотопливному отоплению дома. Первые модели появились 60 лет назад, сегодня десятки производителей выпускают функциональные тепловые насосы разной мощности. В странах Европы они уверенно вытесняют газовые и электрические котлы: 70 из 100 домов проектируются с тепловым насосом как источником отопления и горячей воды. Вопрос в том, насколько целесообразно устанавливать тепловые насосы в российских домах?
Сады на крыше интересны не только с точки зрения дизайна, как необычные объекты, привлекающие внимание. Они дают целый ряд вполне реальных функциональных преимуществ. Именно поэтому власти многих европейских городов поощряют строительство такой недвижимости, предлагая архитекторам и застройщикам преференции при выделении земли под ее строительство.
Как обычный курятник превратить в объект агротуризма? 5 креативных идей для привлечения покупателей и гостей на свою ферму.