Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 г. было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.
Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем. Данная статья раскрывает все тонкости изъятия земельных участков в 2017 г. Если вы хотите знать, как легально избежать изъятия земли, читайте далее.
Статья также будет полезна «знающим» людям, поскольку, хотя законодательство об изъятии земли работает с 2010 г., в своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 г. разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу. Поэтому в данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
Чтобы изложение материала не было вырванным из контекста, рассмотрим 4 ситуации (это исчерпывающий перечень), когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей (см. табл. 1).
Когда могут изъять земельный участок? |
||||
Для государственных или муниципальных нужд (читайте в отдельной статье) |
В случае ненадлежащего использования земли |
В случае реквизиции |
В случае конфискации |
|
Ссылки на нормативную базу |
ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 - 56.11) |
ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» |
ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ |
ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ |
Категория земель |
Любая |
Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства) |
Любая |
Любая |
Категория правообладателей |
Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) |
Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) |
Собственник |
Собственник |
Причины изъятия |
В исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами: 1) для выполнения международных договоров Российской Федерации; 2) для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения. |
Ненадлежащее использование земельного участка: 1) неиспользование по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназначенных для строительства; 2) земельный участок используется с нарушением правил рационального использования; 3) порча земель; 4) невыполнение обязательств по рекультивации; 5) невыполнение обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования. |
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. |
Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления). |
Основания изъятия |
Решение уполномоченного органа и заключение с правообладателем соглашения или судебное решение о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. |
Согласие правообладателя или решение суда. |
Решение уполномоченного органа государственной власти. |
Обвинительный приговор суда. |
Условия изъятия |
Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. |
Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. |
Принятие решения о реквизиции земельного участка. |
Вступление в силу обвинительного приговора. |
Кто принимает решение об изъятии |
Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти. |
Суд. |
Срок изъятия |
На постоянной основе. |
На постоянной основе. |
На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. |
На постоянной основе. |
Цель изъятия |
Для выполнения международных договоров или строительства объектов государственного или муниципального значения. |
Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. |
Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвычайными обстоятельствами угроз. |
Для возмещения ущерба и в качестве наказания. |
Плата при изъятии |
За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. |
Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. |
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. |
Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно. |
Можно ли избежать изъятия |
Нет |
Да. Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по административному правонарушению в сроки, указанные в предупреждении. |
Нет. Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. |
Нет |
Очевидно, что наибольшей интерес вызывают две первых причины, по которым могут быть изъяты земельные участки у собственников. Более детальная информация об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд освещена в отдельной статье на нашем сайте. Дальше речь пойдет об изъятии участков по причине ненадлежащего использования, ведь именно об этом говорил в своем послании президент.
Хотя законодательная база об изъятии земель в случае ненадлежащего использования существует уже давно, многие признают ее неэффективность и отсутствие четких процедур.
Гражданский кодекс
Так, в Гражданском кодексе РФ [1] этому вопросу посвящены три статьи:
Таким образом, изъятие земельного участка согласно гражданскому кодексу возможно по двум основаниям:
Основание 1 |
Основание 2 |
Неиспользование земельного участка в соответствии с целевым назначением |
Использование земельного участка с нарушением |
Относится только к земельным участкам сельскохозяйственного назначения или участкам, предназначенным для строительства |
Относится ко всем категориям участков |
Земля изымается у собственников |
Земля изымается у собственников |
Земля изымается в случае неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. При этом в данный период не включается время для освоения участка и время, в течение которого участок нельзя было использовать по целевому назначению по причине стихийных бедствий или других обстоятельств, исключающих такое использование.
|
Земля изымается в случае грубых нарушений правил рационального использования, в частности, если 1) участок используется не в соответствии с его целевым назначением (в отличие от первого основания применяется ко всем категориям земель) или 2) его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо 3) значительному ухудшению экологической обстановки. |
В Гражданском кодексе нет толкования понятия ненадлежащего использования. Вместо этого из статьи 286 становится понятным, что под этим термином понимаются два описанных выше основания. В этой статье также предусмотрено, что органы государственной власти, отвечающие за принятие решения об изъятии и обязательное заблаговременное предупреждение собственников участков, а также порядок самого предупреждения определены в земельном законодательстве. Но на данный момент таких положений в Земельном кодексе нет.
В Гражданском кодексе по порядку изъятия приводится только два возможных варианта развития событий:
1) собственник земельного участка согласен с решением об изъятии; письменно уведомляет об этом орган, принявший решение об изъятии; в итоге участок продается на публичных торгах;
2) собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии; орган, принявший решение об изъятии, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Земельный кодекс
В Земельном кодексе [2] вопросам изъятия земельных участков посвящены статьи:
Наиболее короткой из этого списка является статья 44. В ней обозначено «Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (то есть, при продаже, дарении и прочих сделках на добровольной основе), отказе собственника от права собственности на земельный участок (также добровольный отказ с написанием соответствующего заявления), по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством». Таким образом, самая главная статья Земельного кодекса об основаниях, по которым собственника можно лишить земельного участка (изъять его на законных основаниях), является, по сути, бездейственной, если можно так сказать, – отсылающей к другим нормам законодательства.
Как можно судить из названий остальных статей Земельного кодекса (ст. 45, 46, 47), они описывают основания для прекращения всех видов прав на землю, кроме права собственности.
Но все же в земельном законодательстве (в ст. 45 ЗК РФ) приведено более конкретное определение понятия ненадлежащего использования земельного участка. А именно оно включает такие правонарушения:
1) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет (соответствует основанию, приведенному в ст. 284 ГК РФ);
2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) (соответствует основанию, приведенному в ст. 285 ГК РФ);
3) порча земель;
4) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
5) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
То есть, к основаниям, приведенным в Гражданском кодексе, добавлены еще 3 позиции.
Что же касается порядка изъятия земельного участка, то статью 54 ЗК РФ нельзя назвать исчерпывающей. Кроме того, она относится лишь к порядку изъятия земель, предоставленных на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Но все же приведем ее основные положения:
Еще раз отметим, что данный порядок не является установленным при изъятии земельных участков у собственников. Согласно данному порядку не предусмотрена дальнейшая реализация в собственность или предоставление на иных правах земельных участков на торгах. Возможно, это связано с тем, что в большинстве случаев данная процедура изъятия проводится для земельных участков, которые в последующем не планируется предоставлять гражданам. Также не предусмотрена выплата правообладателю возмещения. Но на практике данный порядок является общим для изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
В Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вопросам изъятия земельных участков посвящена Статья 6. «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». В этой статье речь идет только о земельных участках сельскохозяйственного назначения. При этом для их изъятия предусмотрено только два основания:
1) Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки.
При этом критерии существенного снижения плодородия установлены Постановлением правительства № 612 от 22.07.2011 г. [7], а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены Постановлением правительства № 736 от 19.07.2012 N 736 [6].
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением требований рационального использования земли: 1) снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более; 2) снижение кислотности в кислых почвах на 10% или более; 3) повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более; 4) снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25% или более; 5) снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25% или более. |
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются: 1) загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30; 2) размещение отходов производства и потребления 1 - 4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше. |
2) Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в Постановлении правительства № 369 от 23.04.2012 г. [5].
Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: 1) на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; 2) на сенокосах не производится сенокошение; 3) на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка; 4) на пастбищах не производится выпас скота; 5) на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; 6) залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка; 7) залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%; 8) закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка. |
Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:
1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка. Размер штрафа для граждан составляет от 0,3% до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3000 руб. (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).
2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор. Размер штрафа для граждан составляет от 10 до 20 тыс. рублей (п. 25 ст. 19.5 КоАП РФ).
3) В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предупреждением, орган государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.
6) Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.
7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.
Для органов государственной власти подготовка документов для изъятия длительный и сложный процесс. Поэтому действительное изъятие производится в редких случаях (смотрите статистику в приведенной ниже таблице 2). Возможно, данные показатели процента изъятия земель до площади земельных участков, на которых выявлены нарушения, увеличатся в связи с принятием в 2016 году новых поправок до земельного законодательства.
Таблица 2. Количество случаев изъятия земельных участков [8]
|
По всей территории РФ |
Московская область |
||
Период |
2014 |
9 мес. 2015 |
2014 |
9 мес. 2015 |
Количество проведенных проверок |
1400 |
3464 |
61 |
330 |
Площадь земельных участков, на которых выявлены нарушения, тыс. га |
138,6 |
759,4 |
9,5 |
8,5 |
Инициировано изъятие земельных участков, тыс. га. |
10,4 |
8,31 |
Изъятия не инициировались |
Изъятия не инициировались |
Изъято земельных участков, тыс. га. |
3,4 |
2,2 |
- |
- |
% изъятия земель до площади земельных участков, на которых выявлены нарушения |
2,5 |
0,3 |
- |
- |
Таким образом, чтобы легально избежать изъятия земельного участка, необходимо:
а. Принять превентивные меры и мало-мальски обрабатывать земельный участок хотя бы раз в 3 года. В интернете сейчас полно предложений по покосу травы, а также расчистке, вспашке, боронировании земельных участков. Хотя данные услуги пользуются постоянным спросом в хозяйственных целях, в последнее время после выступления президента деятельность многих таких компаний значительно активизировалась. Найти в интернете компанию, которая за деньги обработает земельный участок, не составит труда.
б. Если вы считаете очень маловероятным, что проверка придет именно к вам, продолжайте ничего не делать и ждать штрафов. Дальше, когда вам будет выписано предписание и назначено административное наказание, чтобы избежать изъятия, все же придется в принудительном порядке обрабатывать земли и платить штрафы. По приведенным суммам штрафов и стоимости обработки почвы сами рассчитайте свои риски. Если в 2015 г. в результате проверок было выявлено нарушений использования земли на площади 759,4 тыс. га, а общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 386,5 млн. га, то вероятность что проверка будет проведена на вашем земельном участке, равняется «площадь вашего земельного участка»*759,4 тыс. га/386,5 млн. га. Если площадь составляет 1 га, то вероятность всего 0,2%. Конечно, эти расчеты ничего не значат и выглядят смехотворно, ведь по всей территории России проверки проходят очень неравномерно. Больше проверок проходит там, где есть земли наиболее пригодные для осуществления сельскохозяйственной деятельности, например черноземы, которые массово в связи с неиспользованием зарастают кустарниками.
Напомним, что от прав на земельный участок, который не обрабатывается, можно добровольно отказаться, написав об этом заявление в орган регистрации. При этом ничего платить не нужно. Но если ваш участок попал под проверку и установлен факт нарушения, уплаты штрафа не избежать. Землю можно не обрабатывать, она будет продана с аукциона. Но при этом стоимость организации торгов и штрафы будут вычтены из суммы, вырученной от продажи земли.
По оценкам Счетной палаты [8], в России из 386,5 млн. га земли сельскохозяйственного назначения фактически не используется около 56 млн. га. (14,5%). В планах правительства за 5 лет ввести в оборот 10 млн. га земель, которые сейчас простаивают. Из этой площади 5,5 млн. га планируется ввести в оборот на Дальнем Востоке, чему в значительной мере будет способствовать принятие закона о бесплатном предоставлении земельных участков в дальневосточном регионе.
Что еще могут «придумать» законодатели для исполнения послания президента относительно ускорения и повышения эффективности процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения? Давайте рассмотрим основные возможные нововведения:
1) Первое, что нужно сделать, – согласовать между собой нормы законодательства из Гражданского и Земельного кодексов, прописать четкую процедуру изъятия ненадлежаще используемых земель, как это сделано в 2015 г. для изъятия земельных участков в связи с государственными или муниципальными нуждами. При этом в новом порядке обязательно должно быть сохранено правило выполнения условия о наличии неустраненного правонарушения, а также порядок изъятия земли через суд.
2) В новых условиях изъятия земельных участков в 2016 г. может быть предусмотрено сокращение срока допустимого неиспользования земель с «3 лет подряд + 2 года на освоение» до «3 лет». В частности, может быть установлено, что на основании критериев неиспользования, по которым оценивается состояние земельных участков, формируемое в течение определенного времени, можно установить факт неиспользования земли всего за одну проверку. Данная норма сейчас действует на практике, поскольку суды могут не требовать от исполнительных органов власти результатов проверок в течение 3 лет подряд. Но ее также могут закрепить в законе. Ранее существовали предложения о сокращении срока допустимого неиспользования участка до 1 года. Норма о предоставлении двухлетнего срока на освоение земель может быть изъята из Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
3) По действующим правилам в случае изъятия земля продается с публичных торгов, а бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако есть предложение определить порядок действий в случае, если правонарушение совершено только на части участка, а не на всей его площади. Например, если ненадлежащим образом используется только 30% общей площади участка. В таком случае земельный участок может быть разделен на используемую и неиспользуемую части. Неиспользуемая земля будет продана на торгах, а используемая останется собственнику. В этом случае из передаваемой собственнику суммы, полученной от продажи неиспользуемой части участка, будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы по разделу.
4) В 2015 г. уже были повышены суммы административных штрафов за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, а также за неустранение правонарушений. Не исключено, что размеры штрафов будут и далее повышаться.
5) Также в Налоговый кодекс могут быть внесены правки о повышении земельного налога на неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения. Для таких земель будет применяться обычная ставка налога на землю 1,5% от кадастровой стоимости вместо пониженной ставки 0,3% для сельхозземель.
6) Также в противовес существующему порядку, когда при получении документов от органов земельного надзора о нарушениях использования земли органы исполнительной власти имеют право (но не обязанность) обращаться в суд для изъятия земельных участков, в 2016 г. в законодательство планируется ввести норму об обязательстве органов местной власти в течение 3 месяцев подавать обращение в суд об изъятии земли и выставлении ее на продажу.
7) Законом может быть предусмотрена возможность снижения минимальной начальной цены земельного участка при выставлении на торги.
8) В законодательство планируется ввести обязательство местных властей обеспечивать запрет на совершение сделок с участком изъятой земли. То есть в течение некоторого времени изъятый земельный участок нельзя будет продать, подарить или совершить с ним другие сделки.
9) В законодательство планируется ввести обязательство местных властей выкупать участки в случае отсутствия покупателя земли при ставке не ниже 50% от кадастровой стоимости.
10) Рассматривается возможность безвозмездного предоставления заинтересованным лицам изъятых земельных участков.
11) Доработки законодательства также могут производиться в области расширения и уточнения признаков неиспользования земельных участков.
Все эти нововведения помогут простимулировать целевое использование сельхозугодий. Как видим, работы у законодателей довольно много. В 2016 г. станет ясно, какие нововведения относительно условий изъятия земельных участков будут приняты.
Источники:
В магазинах и на рынках продаются готовые к посадке небольшие деревца мандаринов. Некоторые из них набрали цвет или даже плодоносят, но стоимость таких экземпляров назвать дешевой нельзя.Если вам не хочется переплачивать несколько тысяч за нового питомца, попробуйте вырастить мандариновое дерево самостоятельно.
Сады на крыше интересны не только с точки зрения дизайна, как необычные объекты, привлекающие внимание. Они дают целый ряд вполне реальных функциональных преимуществ. Именно поэтому власти многих европейских городов поощряют строительство такой недвижимости, предлагая архитекторам и застройщикам преференции при выделении земли под ее строительство.
С первыми теплыми деньками наступает горячая и ответственная пора для дачников и садоводов. Необходимо заготовить рассаду, закупить недостающие инструменты и материалы и обязательно подготовить почву, насытить ее питательным веществам.
Выращивать красивые цветы на своем участке — приятное, но очень хлопотное занятие. Цветущие растения капризны: требуют особого отношения при выращивании и при последующем цветении. По этой причине среди садоводов популярны гвоздики, ведь они не только очень эффектны, но и умеренно требовательны к условиям.
Садовые вредители и болезни наносят серьезный ущерб здоровью плодовых деревьев и кустарников. Зараженные культуры являются рассадником инфекции, которая может перекинуться на другие растения и снизить их плодородные функции. Сохранить свой сад и огород помогут весенние профилактические мероприятия.
У дыни много поклонников. Дети любят повидло и цукаты, взрослые — дынный мед. Все с удовольствием угощаются сочными сладкими плодами в период созревания бахчевых. Ароматные полосатые дыньки выращивают в южных регионах нашей страны, в Средней и Малой Азии, везде, где сухой и жаркий климат. Ведь период созревания диковинной тыквины длится до шести месяцев. А как справляются с задачей наши садоводы-огородники?
Хозяйственный блок или просто хозблок является небольшой и быстровозводимой конструкцией, которая чаще всего возводится из каркаса. Такое помещение, как правило, имеет небольшие размеры, оно не пригодно для жилья, а используется в основном для хранения различных вещей, хотя может иметь и другие предназначения.