Молоко — один из главных продуктов в российской гастрономической культуре. Поэтому спрос на него стабильно высок всегда, независимо от веяний кулинарной моды и социально-экономических перипетий в стране. До недавних пор значительную долю рынка молочных продуктов занимали импортеры, которые поставляли продукцию с длительным сроком хранения и большими вложениями в рекламу. К счастью, в последние годы тенденция меняется под влиянием нескольких факторов:
Все это сделало и без того прибыльный молочный бизнес еще более привлекательным.
Одной из главных составляющих продуманного бизнес-плана является тщательный и всесторонний анализ рынка сбыта. Чтобы отчетливо понимать, в каком состоянии сейчас этот рынок, достаточно изучить статистические данные, собранные международными организациями и Национальным союзом производителей молока.
Согласно их данным потребление молока в стране постоянно растет, но пока ниже, чем рекомендованное Минздравом. Продукт является базовым. Это значит, что от него не отказываются из социально-экономических соображений, как например, от шоколада, рыбы или готовых десертов. При снижении доходов потребитель перейдет в более низкий ценовой сегмент, но покупать молоко и молочные продукты все равно будет.
Молочные фермы очень неравномерно распределены по территории страны. Так, почти две трети из них находятся в двух округах: Центральном и Приволжском. В последние годы лидеров активно потесняет Крым, в котором зарегистрировано самое значительное повышение уровня производства молочных продуктов — 56 % за год. Соответственно, конкуренция в этих регионах выше.
Безусловно, конкурировать с именитыми производителями достаточно сложно. Они практически монополизировали крупные торговые сети и надежно удерживают рынок. Мелким хозяйствам целесообразнее ориентироваться на работу с перерабатывающими предприятиями, «магазины у дома» или открывать собственные торговые точки на рынках города. Делать ставку нужно на высокое качество и натуральность в сочетании с доступной ценой.
Существует типовой план организации молочного хозяйства, в который будущий владелец самостоятельно вносит корректировки, продиктованные региональными особенностями и бюджетом. Главное, изначально ориентироваться на создание высокотехнологичного комплекса, нацеленного на производство качественной продукции. Плохо оборудованные фермы, работающие «по старинке», на современном рынке, как правило, не выживают.
Структура бизнес-плана одинакова для всех предпринимателей, работающих в российском правовом поле. Она позволяет учесть все необходимые вложения и максимально реалистично подсчитать возможные доходы. Такой документ необходим не только тем, кто планирует привлекать сторонние инвестиции, но и тем, кто рассчитывает исключительно на собственный капитал. Он позволит пошагово рассчитать затраты и доходы, ничего не упустив.
К основным разделам бизнес-плана, которые должны быть тщательно проработаны, можно отнести следующие:
Поскольку молоко — скоропортящийся продукт, который является благодатной средой для развития патогенной микрофлоры, в том числе возбудителей таких опасных заболеваний как бруцеллез и туберкулез, к фермам предъявляются строгие санитарные и ветеринарные требования. Это достаточно объемные документы, которые мы рекомендуем тщательно изучить каждому, кто планирует открытие молочной фермы. Они регламентируют ветеринарно-санитарные требования к:
Все это должно соблюдаться неукоснительно, иначе разрешение от СЭС вы не получите, а это в свою очередь сделает невозможной реализацию продукции.
Когда теоретическая часть вопроса изучена, расходы и планируемые доходы рассчитаны, наступает время реальных действий. Здесь тоже существует четкий алгоритм, позволяющий сократить подготовительный период и быстро начать производство.
Начинать нужно с оформления документов. Для небольшого семейного предприятия оптимальным будет крестьянско-фермерское хозяйство, которое позволит успешно реализовывать продукцию, но не позволит легально нанимать рабочих. В рамках этой организационно-правовой формы вы можете привлекать к работам только членов своей семьи на безоплатной основе. Планируя нанимать небольшое количество сотрудников, лучше оформить индивидуальное предпринимательство. Если ваш бизнес-план предусматривает взаимодействие с юридическими лицами — оформляйте ООО. Детальную консультацию по этим вопросам всегда можно получить в отделении налоговой службы. На этом же этапе нужно открыть расчетный счет в любом банке.
Следующим этапом, который может производиться одновременно с оформлением документов, будет поиск, покупка или аренда недвижимости. Важно учесть небольшую удаленность от мест реализации и наличие автомобильных дорог, проходимых в любое время года.
Теперь закупаем и устанавливаем оборудование. Но предварительно делаем ремонт, подводим коммуникации и дезинфицируем помещение.
После подготовки помещений для хранения кормов, можно закупать и складировать запас. На этом же этапе нужно заключить договора с перерабатывающими предприятиями.
И последним шагом будет закупка и доставка поголовья, после этого предприятие можно считать полноценно работающим.
Бюджет, которые потребуется на организацию фермы, нужно рассчитывать индивидуально. Он во многом зависит от цен на недвижимость в вашем регионе, уже существующий материально-технической базы, стратегии развития предприятия и так далее. Но можно составить примерную «маршрутную карту», опираясь на которую вы сможете самостоятельно подсчитать свои расходы.
Если планируется привлечение наемных рабочих, к этой сумме нужно добавить фонд заработной платы.
Помимо первичных вложений, необходимо предусмотреть небольшой резервный фонд, который позволит в первое время компенсировать текущие расходы в случае отсутствия прибыли:
Скорость окупаемости и ежемесячный доход напрямую зависят от особенностей самой фермы. Так, покупка дойных коров потребует больших вложений, но позволит продавать молоко сразу, а приобретение подрощенных телок — работа на перспективу. Обойдутся они значительно дешевле, но молока придется ждать не менее года.
Помимо основного источника дохода — продажи молока, следует предусмотреть и дополнительные:
Эти прибыли не будут решающими, но могут увеличить доходную часть.
Нужно сразу отметить, что средний срок окупаемости молочного бизнеса в России на сегодняшний день составляет 2,5 года. При этом крупные хозяйства, хотя и требуют больших стартовых инвестиций, быстрее начинают приносить устойчивую чистую прибыль.
Опытные фермеры поделились рекомендациями, которые помогут начинающим не совершить типичных ошибок и максимально быстро сделать предприятие рентабельным.
Описать все нюансы такого непростого бизнеса, как организация молочной фермы, в одной статье невозможно. Но следуя нашим рекомендациям и постоянно самообучаясь, вы сможете создать рентабельное предприятие, способное много лет приносить стабильный доход.
Барбекю на загородном участке позволяет проводить прекрасные вечера, отлично отдыхать и вкусно кушать. Ведь каждый из нас любит приготовленную на огне горячую еду. А сама трапеза на свежем воздухе — одно удовольствие. Современные дачники, в особенности молодые, прежде всего стараются сделать отдых на даче интересным и приятным.
Один из основных местных налогов — земельный. Он позволяет пополнить бюджет муниципалитета для реализации целевых и базовых программ. Взымается с организаций и физических лиц. Для каждой категории установлен свой порядок расчета суммы сбора.
Почему проблема развития частного строительства так волнует Общественную Палату? Поможет ли программа поддержки ИЖС вернуть или оставить граждан жить за городом, а не в мегаполисах?
Кортадерия — род многолетних злаковых растений. В качестве декоративных трав они выращиваются в странах Северной Америки, Европы и Австралии. Из высушенных пушистых метелок кортадерии получаются красивые украшения. На родине, в Южной Америке, пампасная трава используется для производства бумаги и как кормовой злак для скота.
Работаем в Магадане, дом покупаем в Крыму. Почему в северных районах России дом можно купить быстрее, чем на юге?
Построенное для проживание помещение, иногда пригождается для других целей. Так, можно открыть магазин, салон красоты или пекарню, или просто сдать его в аренду соседу под торговую точку с бытовыми мелочами и заработать на этом деньги.
Анализ статистики последних пяти лет свидетельствует о том, что рентабельность пчеловодства составляет 20-25%. Судя по отзывам российских пчеловодов, тенденция сохранится в 2017 и последующие годы. Спрос на домашний мед растет на внутреннем и внешнем рынках, пропорционально увеличению спроса повышается и цена меда.