May
23
2015

Категории земель в РФ (2015)


Правовое регулирование разделения земель в РФ на категории

Одним из основополагающих принципов российского земельного законодательства является принцип деления земель на категории по целевому назначению. Согласно основному законодательному акту в земельной сфере Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), ст. 7 [9]:

«Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса»

Из этого можно сделать вывод, что все земли в Российской Федерации, весь земельный фонд страны, все 1709,82 млн. га земли [11], делятся на семь категорий. То есть каждый конкретный земельный участок может быть отнесен только к одной, определенной категории земель [4].

Интересным является продолжение ст. 7 ЗК РФ. В п. 2 этой статьи в императивной форме вводится юридический запрет на нецелевое использование земель.

Дальше пункт гласит: «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». Данная часть цитаты обозначает один из самых сложных, спорных и до конца не решенных вопросов в земельном законодательстве страны. Наши законодатели пытаются соединить:

1) старые нормы законодательства о разделении земель на категории по целевому назначению, которые были характерны для СССР [8] – страны с плановой экономикой;

+

2) подходы к зонированию территорий, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. При этом общие принципы и порядок проведения зонирования территорий устанавливаются разрозненными федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов [3].

В 2015 году основным нововведением в земельном законодательстве стало принятие и вступление в силу нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5]. Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором. Если разрешенное использование земельных участков было установлено до дня утверждения классификатора, то такие ВРИ земельных участков признаются действительными независимо от соответствия их указанному классификатору.

Данный классификатор вводит 12 главных видов разрешенного использования земельных участков, которые включают в себя другие подпункты (виды разрешенного использования земельных участков).

 

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков

Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков

1.0 – Сельскохозяйственное использование

1.1 – Растениеводство

1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

1.3 – Овощеводство

1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

1.5 – Садоводство

1.6 – Выращивание льна и конопли

1.7 – Животноводство

1.8 – Скотоводство

1.9 – Звероводство

1.10 – Птицеводство

1.11 – Свиноводство

1.12 – Пчеловодство

1.13 – Рыбоводство

1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства

1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках

1.17 – Питомники

1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства

2.0 – Жилая застройка

2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);

2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства

2.3 – Блокированая жилая застройка

2.4 – Передвижное жилье

2.5 – Среднеэтажная жилая застройка

2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)

2.7 – Обслуживание жилой застройки

3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства

3.1 – Коммунальное обслуживание

3.2 – Социальное обслуживание

3.3 – Бытовое обслуживание

3.4 – Здравоохранение

3.5 – Образование и просвещение

3.6 – Культурное развитие

3.7 – Религиозное использование

3.8 – Общественное управление

3.9 – Обеспечение научной деятельности

3.10 – Ветеринарное обслуживание

4.0 – Предпринимательство

4.1 – Деловое управление

4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры)

4.3 – Рынки

4.5 – Банковская и страховая деятельность

4.6 – Общественное питание

4.7 – Гостиничное обслуживание

4.8 – Развлечения

4.9 – Обслуживание автотранспорта

5.0 – Отдых (рекреация)

5.1 – Спорт

5.2 – Природно-познавательный туризм

5.3 – Охота и рыбалка

5.4 – Причалы для маломерных судов

5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок

6.0 – Производственная деятельность

6.1 – Недропользование

6.2 – Тяжелая промышленность

6.3 – Легкая промышленность

6.4 – Пищевая промышленность

6.5 – Нефтехимическая промышленность

6.6 – Строительная промышленность

6.7 – Энергетика

6.8 – Связь

6.9 – Склады

6.10 – Обеспечение космической деятельности

7.0 – Транспорт

7.1 – Железнодорожный транспорт

7.2 – Автомобильный транспорт

7.3 – Водный транспорт

7.4 – Воздушный транспорт

7.5 – трубопроводный транспорт

8.0 – Обеспечение обороны и безопасности

8.1 – Обеспечение вооруженных сил

8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации

8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка

8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний

9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы

9.1 – Охрана природных территорий

9.2 – Курортная деятельность

9.3 – Историческая

10.0 – Лесная

10.1 – Заготовка древесины

10.2 – Лесные плантации

10.3 – Заготовка лесных ресурсов

10.4 – Резервные леса

11.0 – Водные объекты

11.1 – Общее пользование водными объектами

11.2 – Специальное пользование водными объектами

11.3 – Гидротехнические сооружения

12.0 – Общее пользование территории

12.1 – Ритуальная деятельность

12.2 – Специальная

12.3 – Запас

 

Как видно из классификатора, между видами разрешенного использования земельных участков и категориями земель по целевому назначению не установлено четкого соответствия [7]. При определении ВРИ нужно руководствоваться целевым назначением участка в соответствии с категорией, а также установленным зонированием для данной территориальной зоны.

Распределение земель по категориям

Самая свежая информация о распределении земель земельного фонда страны на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). На момент написания статьи доступны данные о состоянии и использовании земель в РФ по состоянию на 1 января 2014 г.

Прежде чем перейти к анализу цифрового материала, хотелось бы отметить следующую особенность. Учет земель в Российской Федерации в соответствии с законодательством и сложившимися традициями осуществляется по категориям земель и земельным угодьям. Земельные угодья как земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам [1], наряду с категориями земель и ВРИ являются еще одним способом систематизации огромного количества данных о наличии и использовании земельного фонда страны.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Сельскохозяйственные угодья – это угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. К ним относятся: пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища. К несельскохозяйственным угодьям отнесены лесные площади, лесные насаждения, земли под водой, земли застройки, болота, земли под дорогами, нарушенные земли и прочие земли.

 


Рисунок 1. Структура земельного фонда РФ по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)



Наибольшую часть земельного фонда страны, который включает 1709,8 млн. га земель, составляют земли лесного фонда – 1122,3 млн. га (65,6 % всех земель) и земли сельскохозяйственного назначения – 386,5 млн. га (22,6 %). Земли населенных пунктов составляют всего лишь 1,2 % всех земель РФ. Их общая площадь 20,0 млн. га. Нам было интересно сравнить структуру земельного фонда в общем по стране и структуру земельного фонда в Центральном федеральном округе, в Московской области, а также в Тверской области, которая в последнее время становится все более привлекательным направлением для инвестирования в землю.


Рисунок 2. Структура земельного фонда ЦФО по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)


В структуре земель Центрального федерального округа (общая площадь 65,0 млн. га) земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда по сравнению со структурой в общем по стране поменялись местами. Земли сельскохозяйственного назначения в Центральном федеральном округе составляют 35,2 млн. га (54,2 %), земли лесного фонда – 20,9 млн. га (32,1 %). В ЦФО доля земель населенных пунктов значительно больше, нежели в целом по стране – 7,5 %.


Рисунок 3. Структура земельного фонда Московской области по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)


В Московской области в структуре земель общей площадью 4,4 млн. га три первые места распределились следующим образом:

1) Земли лесного фонда – 1,8 млн. га (40,03 %);
2) Земли сельскохозяйственного назначения – 1,7 млн. га (37,6 %);< br /> 3) Земли населенных пунктов – 0,5 млн. га (12,2 %).


Рисунок 4. Структура земельного фонда Тверской области по категориям земель (по состоянию на 1 января 2014 г.)


Земельный фонд Тверской области почти вдвое больше, чем земельный фонд Московской области. Общая площадь земель Тверской области составляет 8,4 млн. га. Структура земельного фонда Тверской области по категориям земель в целом похожа со структурой земель в общем по стране. Первое место занимают земли лесного фонда – 4,8 млн. га (57,4 %), второе – земли сельскохозяйственного назначения – 2,6 млн. га (30,6 %), третье – земли населенных пунктов – 0,4 млн. га (4,8 %).

Категории земель: таблица (2015)

Категории земель по целевому назначению

Определение

Состав

Особенности использования земель

Особенности перевода земель в другую категорию

Земли сельскохозяйственного назначения (Источник информации: Глава XIV ЗК РФ)

Земли, которые находятся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Состав:

1. сельскохозяйственные угодья;

2. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

3. земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на малоценных землях;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Земли населенных пунктов (Глава ХV ЗК РФ)

Земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Каждый земельный участок должен принадлежать только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) для каждой территориальной зоны с учетом ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков, устанавливается градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, а также виды разрешенного использования. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Основанием для перевода земель населенных пунктов в другую категорию либо обратный процесс возможен только на основании установления или изменения границ населенных пунктов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (Глава XVI ЗК РФ)

Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, определяется: Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности соответственно.

Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением следующих случаев:

1) Перевод загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями земель, подлежащим сносу, в другую категорию допускается только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

2) Перевод земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Земли особо охраняемых территорий и объектов (Глава XVII ЗК РФ)

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

1. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

1. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется в случае, утраты такими землями особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения. Утрата ценного значения должна быть подтверждена государственной экологической экспертизой и иными видами экспертиз, установленных законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды

2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Земли лесного фонда (Глава XVIII, ст. 101 ЗК РФ)

Лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

 

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

1. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границы населенного пункта;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Земли водного фонда (Глава XVIII, ст. 102 ЗК РФ

 

Относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

1. Перевод земель водного фонда допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов.

2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами;

2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Земли запаса (Глава XVIII, ст. 103 ЗК РФ

Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

 

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Осуществляется только после формирования земельного участка в установленном порядке

 

Перевод земель из одной категории в другую

Земельным законодательством, а в частности ЗК РФ (ст.8) и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2] предусмотрены возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую. Хотим отметить, что здесь не идет речь об изменении вида разрешенного использования земли, а именно об изменении категории, что намного сложнее.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.

Форма собственности на земельные участки и категория земель

Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую

Земли в федеральной собственности

Правительство Российской Федерации

1) Земли в собственности субъектов Российской Федерации;
2) Земли сельскохозяйственного назначения в муниципальной собственности;
3) Земли сельскохозяйственного назначения в частной собственности

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
2) Земли частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Органы местного самоуправления

 

Чтобы инициировать процесс перевода земельного участка в другую категорию, заинтересованному лицу (это может быть собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и др.) необходимо подготовить и подать в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В ходатайстве необходимо указать:

1) кадастровый номер земельного участка;
2) текущую категорию земель, к которой принадлежит земельный участок;
3) категорию земель, в которую планируется перевести земельный участок;
3) обоснование для перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.

При подаче ходатайства могут понадобиться также следующие документы:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую [2].

Сроки рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления варьируются от 1 до 3 месяцев. Но перевод земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся только с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. Такая процедура по закону должна занимать всего 12 дней, но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в значительно большие сроки. После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется.

 


Источники:
1. ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения.
2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
3. Павлов, П.Н. Правовое регулирование зонирования территорий в Российской Федерации / П. Н. Павлов// Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» – 2004 г. - № 1 (18).
4. Чубуков, Г. В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г. В. Чубуков, М. Ю. Тихомиров – М. – Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.
5. Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
6. Публичная кадастровая карта.
7. Обзор нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков (проблемные вопросы применения).
8. Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик / Закон СССР от 13.12.1968 № 3401 3401-VII.
9. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015).
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015.
11. Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2013 г. / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). – Москва. – 2013 г.

Читайте также

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для компаний и предпринимателей: что это, как перейти, законодательство 2018

Любая хозяйственная деятельность в России подвергается налогообложению. Закон предусматривает два способа обложения налогом: по общему правилу и с применением специальных налоговых режимов.


Колодец на даче своими руками: фото, видео, чертежи

Дачный колодец — основной или альтернативный источник водоснабжения. Вода из колодца используется для питья, приготовления пищи, полива огорода и сада. Выкопать колодец на даче можно самостоятельно:  для этого не нужно привлекать экскаваторы и другую спецтехнику.


Производство мебели на продажу

В настоящее время почти все можно купить в магазине, недорогие товары серийного производства заполонили рынок. В каждой квартире стоит типовая мебель, это удобные предметы и долговечные механизмы, качественные материалы. Несмотря на все эти положительные качества, у мебели, производимой большими тиражами, отсутствует индивидуальность.


Декоративные травы и злаки для сада: что посадить на дачном участке, фото и видео

Сегодня на участках увлеченных садоводов можно встретить все направления ландшафтного дизайнерского искусства. Особенно актуален «натургарден» — естественный сад. Даже участки, оформленные в регулярном стиле, где все подчинено строгому порядку и симметрии, современные ландшафтные дизайнеры делают более живыми и разнообразными. Наряду с традиционными розами, луковичными и хвойными растениями здесь появляются декоративные травы и злаки, оживляющие картинку и делающие ее более естественной.


Как сделать ИЖС привлекательным?

Почему проблема развития частного строительства так волнует Общественную Палату? Поможет ли программа поддержки ИЖС вернуть или оставить граждан жить за городом, а не в мегаполисах?


Как получить земельный участок без торгов в РФ (2015)

23 июля 2014 г. подписан закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» [2]. Данный закон вступил в силу с 1 марта 2015 г. Одним из основных изменений стало дополнение Земельного кодекса [1] главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Данная глава с 1 марта 2015 г. регламентирует все случаи предоставления гражданам или юридическим лицам в аренду, в безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность земельных участков из государственной/муниципальной собственности.


Стили ландшафтного дизайна: какой выбрать для загородного участка?

Оригинальный и комфортный для отдыха участок – мечта каждого хозяина. Для ее воплощения в жизнь выбирают наиболее приемлемый для души стиль ландшафтного дизайна и, с его помощью, создают на даче уютную обстановку. Планирование сада – это интересный процесс, требующий креативного подхода и тщательного продумывания деталей. Справиться с составлением проекта - под силу каждому неравнодушному к своему участку хозяину. 


Что вы хотите? Продать свой собственный участок Узнать про ноу-хау в продажах Рассчитать цену своего участка Узнать секрет продаж Получить консультацию специалиста