Анализ статистики последних пяти лет свидетельствует о том, что рентабельность пчеловодства составляет 20-25%. Судя по отзывам российских пчеловодов, тенденция сохранится в 2017 и последующие годы. Спрос на домашний мед растет на внутреннем и внешнем рынках, пропорционально увеличению спроса повышается и цена меда.
Китайский мед, на который приходилась значительная доля мировых поставок, теряет популярность. США существенно ограничили его закупки из-за низкого качества. Такое положение открывает дополнительные возможности для российских фермеров.
Эксперты оценивают пчеловодство как актуальный и перспективный вид бизнеса. Как в любом бизнесе, здесь есть свои нюансы, которые вы освоите не сразу, а с годами.
«Олегин мед» – молодая компания из Вологодской области. Ее основал местный предприниматель Дмитрий Олегин, когда ему было 19 лет. К концу первого года работы спрос на продукцию хозяйства почти в 5 раз превышал предложение.
В этой связи Олегин решил расширить пасеку, а в ближайшей перспективе предприниматель планирует выпускать крем-мед и оказывать туристам услуги лечебного сна на пчелиных ульях.
Занятие пчеловодством началось с одного улья, доставшегося Дмитрию от деда. Дмитрий закупил пчел и заполнил улей – все получилось, и вскоре приобрел еще 10 ульев, а затем еще 10.
Пасека Олегина постоянно растет, в 2017 году бизнесмен планирует расширить ее еще на 50 ульев. Мед он продает в Вологодской области, Санкт-Петербурге и еще нескольких регионах.
Дмитрий делает ставку на экологически чистый продукт – пасеку он вывозит в заброшенные деревни, где сады и поля давно уже не обрабатываются химическими препаратами, зато разнотравье – рай для пчел, который к тому же улучшает вкус готового продукта.
«Олегин мед» стоит дороже других видов: в 2016 году предприниматель продавал литр за 1000 рублей, в то время как другие фермеры – за 700 рублей.
Падения спроса на продукты пчеловодства Олегин не заметил. По мнению предпринимателя, секрет в том, что он лицом и именем гарантирует качество своего продукта, уделяет особое внимание качеству упаковки.
«Олегин мед» фасуется в стеклянную тару, а на новом логотипе, который вскоре украсит банки с медом, будет портрет предпринимателя.
Обработка тары – отдельная глава. На пасеке Олегиных тара проходит термическую обработку в три этапа: горячей водой, горячим паром, в русской печи. От пластиковой тары Дмитрий отказался изначально – считает, что она портит вкус настоящего меда и ухудшает товарный вид экопродукта.
Молодой предприниматель отмечает, что упаковка в стерильные стеклянные емкости стимулирует рост заказов от клиентов – им нравится, что мед не разливается на месте.
Олегин целенаправленно отказался от производства маточного молочка и прополиса, потому что спрос на них невысокий, а трудозатраты значительные.
Пики продаж меда приходятся на август-октябрь и февраль-март. В течение года Дмитрий тоже продает мед, но в меньших объемах.
Из опыта предпринимательства Олегин знает, что у разведения пчел есть 2 слабых места. Первое – климат, потому что засушливое, дождливое или холодное лето сказываются на качестве и количестве продуктов.
Второй «подводный камень» – отсутствие государственной поддержки фермерских хозяйств. Олегин вынужден развивать свой бизнес на заемные средства. Ежемесячная ставка по кредитам составляет 10%.
Компенсировать затраты предприниматель пытается расширением рынков сбыта. Участию в ярмарках он предпочитает сбыт в кофейни и другие предприятия общественного питания, особенно те, что недавно открылись – с ними проще наладить сотрудничество.
Сетевые поставки требуют больших объемов продукта пчеловодства по низкой стоимости, но они возможны лишь при условии объединения пчеловодов. Над этим вопросом предприниматель сейчас и работает. Параллельно он запускает сайт и интернет-магазин и планирует продавать наряду со своим продуктом высококачественный мед других фермеров. Доставка меда почтой и курьерскими службами по регионам РФ может существенно расширить рынки сбыта, ведь вологодский мед считается очень полезным и высоко ценится розничными потребителями.
В пчеловодстве как виде бизнеса достаточно много нюансов. Первый – место для организации пасеки. Желательно, чтобы это был обширный ровный участок, территория которого плотно обсажена деревьями – они защищают ульи от ветра и зноя.
В радиусе 3 километров от пасеки должны быть поля и сады с растениями-медоносами. Фермеры получают преимущество, если медоносы цветут рано – пчелы быстрее восстанавливаются после зимних холодов и приступают к работе.
Близость свиноферм, других животноводческих хозяйств, промышленных объектов и водоемов негативно сказывается на качестве меда.
Второй важный момент – ульи. Чтобы сократить первоначальные затраты, приобретайте б/у ульи – они не снизят продуктивность пасеки. Самыми популярными у пчеловодов считаются ульи Дадана. При желании их можно сделать своими руками по чертежам.
Часто пчеловоды продают ульи вместе с пчелами. Приобретать пчелиные семьи лучше с конца апреля до конца мая. При выборе вида учитывайте следующие факторы:
От этих факторов зависит производительность будущей пасеки и ваша прибыль.
Теперь о сертификации. Мед включен в список сертифицируемых товаров – без соответствующего подтверждения качества продавать продукты пчеловодства вы не сможете.
Желательно получать специальный сертификат, в котором указывается большое количество параметров: от количества воды и сахарозы до наличия токсинов и других примесей, соответствия санитарным нормам. Сотрудничество с крупными розничными сетями, кафе, ресторанами без таких сертификатов невозможно.
Бизнес-план начинается с выбора вида медоносных пчел. Начинающим пасечникам рекомендуем кавказских серых пчел, которые не столь агрессивны, обрабатывают разнотравье и клевер. Правда, есть и минусы – у кавказских пчел слабый иммунитет к болезням, они плохо переносят морозы.
Среднерусские пчелы лучше переносят холода, но проявляют агрессию. Для их разведения нужен опыт.
Как вариант – краинская пчела, выводился этот вид в Югославии для разведения в суровых климатических условиях. Пчелы миролюбивы, хорошо переносят зиму, рано вылетают из ульев. Единственный их недостаток – небольшое количество прополиса. Но если вы собираетесь реализовать только мед, этот вид вам подходит.
Стоимость одной пчелиной семьи колеблется от 10 до 90 долларов, летом цена незначительно ниже. Выгоднее покупать пчелосемьи сразу с ульем: это обойдется дешевле (30-90 долларов за единицу).
Пасека считается рентабельной при 30 ульях – это минимальное количество. При условии, что вы покупаете улей с пчелосемьей за 50 долларов, ваши расходы составят 1,5 тысячи долларов.
Следующая статья расходов – инвентарь для откачки меда, чистки рам, защитный костюм пчеловода. Дешевле приобретать эти товары в интернет-магазинах пчеловодства: сэкономите до 20-25% их стоимости. Мы проанализировали цены – в среднем набор пчеловода обойдется в 500-600 долларов.
Ветеринарные препараты и сопровождение врача – это еще 150-200 долларов.
Опытные пчеловоды страхуют своих пчел, что рекомендуем сделать и вам. Есть разные виды страхования, средняя цена полиса на одну пчелосемью – 5 тысяч рублей (или 80 долларов). На 30 пчелосемей, соответственно, 2,4 тысячи долларов.
Суммируем затраты на первом этапе и получаем 4,7 тысяч долларов или около 300 тысяч рублей.
Теперь переходим к рентабельности пасеки. Анализ фермерских хозяйств показывает, что в первый год работы пчеловоды собирают с одного улья 30 кг меда. С 30 ульев – 900 кг меда.
В дальнейшем при правильном обслуживании и уходе за медоносами сбор возрастет до 50 кг с улья или полутора тонн с пасеки.
Средняя стоимость 1 литра меда на рынке по состоянию на 2016 год – 600-700 рублей. Следовательно, при продаже 900 литров вы получите 540-630 тысяч рублей дохода.
При сборе маточного молочка и прополиса и последующей продажи вы можете получить на 20-25% больше.
Зная сумму примерного дохода, вы подсчитаете чистую прибыль – за вычетом налогов, оплаты труда наемным сотрудникам и других накладных расходов.
Стоимость меда колеблется на территории РФ, традиционно в регионах с наименьшим его производством потребность в продуктах пчеловодства выше. Соответственно, выше и цена.
По оценкам пчеловодов, небольшие пасеки окупаются за сезон, но их прогноз оптимистичен и оправдывается только когда гарантирован сбыт всего объема меда.
О быстрой окупаемости можно говорить если вы оптом сдаете весь товар посредникам. Однако вы получите за продукцию тот минимум, который покроет затраты, но не обеспечит прибыль.
Чтобы развивать фермерское хозяйство, придется искать рынки сбыта самостоятельно и параллельно работать над созданием и продвижением бренда. Это, как вы понимаете, дополнительные расходы и время.
В этой связи реалистичнее выглядит окупаемость пасеки за 2-3 года, тем более, если для развития бизнеса вы используете заемные средства.
Производство меда на пасеках – прибыльная коммерция, как видно из опыта «Олегина меда» и приведенных в статье расчетов. Однако перспективной и прибыльной пасека будет если вы готовы инвестировать в нее не только финансы, но и массу сил, приобретать обширные знания и посвятить практически все свободное время (по крайней мере, в первые 2 года). Если не готовы, лучше не начинать, поскольку это потребует огромного количества ресурсов. Если готовность имеется – желаем удачи в этом непростом начинании.
Вырастить сад — дело долгое и хлопотливое, но очень благодарное. Дети и внуки обязательно оценят вашу идею, и с удовольствием будут пополнять садовую коллекцию новыми многолетниками. Через 3–5 лет можно будет попробовать румяное яблочко, сочную грушу из собственного сада, набрать корзинку черешен, спелых вишен и слив, а может абрикосов и даже авокадо. Закладку плодового сада начинают с покупки и посадки саженцев.
Летний день или вечер на даче. Теплый ветерок колышет листья на деревьях, из окна дома звучит тихая мелодия. В саду играют дети, и вы наслаждаетесь тишиной и покоем, медленно покачиваясь на качелях, а еще лучше, удобно расположившись в гамаке под сенью старой березы. Разве не заманчивая картинка?
Загородная жизнь — не только забота о хозяйстве и урожае, но и возможность отдохнуть, пообщаться с близкими и друзьями. Дачный гамак, рядом небольшой столик с лавочкой — прекрасное место для расслабления, чтения и чаепития.
Бизнес, организованный за пределами города может быть очень разным, но при этом популярность сельскохозяйственной продукции неумолимо возрастает. Помимо стандартной продукции можно занять разведением такого экзотического представителя животного мира как черви. Очень редко бизнесмены задумываются об этой нише, поэтому рынок еще не перенасыщен и любой человек может получить значительную прибыль.
Узнать о преимущественном праве выкупа земельного участка будет полезно как продавцам земельных участков, так и тем, кто ищет возможности приобретения земли из государственной или муниципальной собственности в упрощенном порядке. Также статья будет полезна, если вы хотите отстоять свое право преимущественного приобретения участка, который продается частным лицом. В статье приведена актуальная информация по состоянию на 2017 год.
Современные тенденции развития ландшафтного дизайна превратили дачные участки в уютные уголки отдыха и тепла. Владельцы все больше уделяют внимания красоте на своем участке, заботясь в то же время о сохранении экологичности и вопросах энергопотребления. Эти проблемы решает применение солнечных светильников. Но чем же они так хороши?
Оригинальный и комфортный для отдыха участок – мечта каждого хозяина. Для ее воплощения в жизнь выбирают наиболее приемлемый для души стиль ландшафтного дизайна и, с его помощью, создают на даче уютную обстановку. Планирование сада – это интересный процесс, требующий креативного подхода и тщательного продумывания деталей. Справиться с составлением проекта - под силу каждому неравнодушному к своему участку хозяину.
Рынок семян и цветов каждый сезон пестрит разнообразием. Без сомнений, бизнес на выращивании и продажи семян приносит прибыль при минимальных финансовых вложениях. Однако такая торговля требует значительных физических усилий для того, чтобы вырастить рассаду здоровой и крепкой.