Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)
Узнать о преимущественном праве выкупа земельного участка будет полезно как продавцам земельных участков, так и тем, кто ищет возможности приобретения земли из государственной или муниципальной собственности в упрощенном порядке. Также статья будет полезна, если вы хотите отстоять свое право преимущественного приобретения участка, который продается частным лицом. В статье приведена актуальная информация по состоянию на 2017 год.
Особенности аренды земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) (ст. 22) [2], Гражданским кодексом (ГК РФ) (ст. 606-625) [1] и другими законами в земельной сфере.
В соответствии с ЗК РФ, в аренду могут передаваться все виды земельных участков, кроме изъятых из оборота. Арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Более детально о существенных условиях аренды и договоре аренды земельного участка читайте в отдельной статье.
С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. [6] были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности. Так, в связи с принятием закона № 171-ФЗ, утратили силу пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков.
В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.
В п. 8 ст. 22 ЗК РФ было установлено, что «при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.
Таким образом, из Земельного кодекса были исключены положения о преимущественном праве выкупа арендованного земельного участка из государственной или муниципальной собственности, а также о преимущественном праве заключения нового договора аренды. Но в то же время в Гражданском Кодексе данные положения сохранились.
Статья 621 ГК РФ устанавливает преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок: «Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок». При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.
Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества. В статье указано, что переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.
В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. [4]. Согласно данному закону, субъекты малого и среднего предпринимательства в случае, если арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности планируется выставить на продажу, пользуются преимущественным правом выкупа такого имущества по рыночной цене, определенной независимым оценщиком.
В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. [5], к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:
1) для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;
2) среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых предприятий и 250 человек для средних предприятий;
3) суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.
Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать субъекты малого и среднего предпринимательства:
1) кредитные организации;
2) страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);
3) инвестиционные фонды;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
6) ломбарды;
7) организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
8) организации, занимающиеся игорным бизнесом;
9) организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
10) организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Данный порядок состоит в том, что уполномоченные на осуществление приватизации органы госвласти субъектов РФ или органы местного самоуправления направляют арендатору предложение о заключении договора и сам проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Если субъект малого или среднего предпринимательства согласен использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, а также согласен с ценой договора и погашает всю задолженность, в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если субъект малого или среднего предпринимательства направляет в уполномоченный орган заявление об отказе в использовании своего преимущественного права выкупа или в течение 30 дней не обжалует положения и не подписывает проект договора купли-продажи, он утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.
В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом преимущественным правом выкупа земельного пользуется гражданин либо юридическое лицо, которые по договору аренды использовали предоставленный участок надлежащим образом в течение не менее трех лет.
Надлежащее использование земельного участка должно быть подтверждено документально. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.
Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.
Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3]. Но в связи с принятием закона № 171-ФЗ, которым в Земельный кодекс были внесены значительные изменения, относящиеся к процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были изъяты положения о преимущественном праве выкупа земель сельскохозяйственного назначения. Теперь все отношения по данному поводу регулируются Земельным кодексом, и преимущественное право выкупа реализуется через процедуру предоставления участка без торгов.
Несколько интересных положений о реализации преимущественного права в законе № 101-ФЗ все же осталось:
1. В частности, как и в ГК РФ, в данном законе по поводу договора аренды земель сельскохозяйственного назначения сказано, что в таком договоре «может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».
2. Также в данном законе установлено, что арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
3. Кроме общих условий получения земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов для сельскохозяйственных организацией и крестьянских (фермерских) хозяйств есть возможность получить такой земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год). Реализовать такое право можно по отношению к фактически используемым земельным участкам, которые находятся в муниципальной собственности и выделены в счет земельных долей.
При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления не позднее чем в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, разместить на своем официальном сайте, а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования, информацию о возможности приобретения земельного участка.
4. Преимущественное право приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения также имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
5. По отношению к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, в случае их продажи частными лицами, действует правило преимущественного права выкупа таких участков субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями. Продавец земельного участка сельскохозяйственного назначения обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать такой земельный участок с указанием его цены, размера и местоположения, а также срока, до истечения которого необходимо провести взаимный расчет. Срок для взаимных расчетов не должен превышать 90 дней.
Государственные органы могут выкупить земельный участок только по цене, установленной продавцом. При этом если орган госвласти откажется приобретать участок по предложенной цене, продавец вправе в течение 1 года продать данный участок по установленной цене третьему лицу. Продавать участок по более низкой цене можно только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.
Определение доли земельного участка, способы ее образования и регистрации, а также особенности оборота долей в праве собственности на земельные участки описаны в отдельной статье на нашем сайте. Более детально о порядке купли, продажи, дарения и аренды долей земельного участка читайте в следующей статье.
Сейчас же речь пойдет именно о преимущественном праве покупки земельной доли, которое установлено ст. 250 ГК РФ. В данной статье указано, что в случае намерения собственника доли в праве общей собственности (в том числе доли в праве собственности на земельный участок) продать эту долю постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. У сособственников преимущественное право покупки исчезает в случае продажи имущества на публичных торгах, а также в случае, если продается доля в праве собственности на земельный участок, на котором расположено здание или помещение. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.
Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если такие участники отказываются выкупить у собственника его долю.
Для того чтобы сособственники могли реализовать свое преимущественное право на приобретение доли в праве общей собственности, продавец такой доли должен в письменной форме известить остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу. Если остальные собственники откажутся от приобретения доли в недвижимом имуществе или не выкупят ее в течение одного месяца (для движимого имущества в течение 10 дней) со дня извещения, продавец имеет право продать свою долю любому лицу. Если данный порядок был нарушен, участник долевой собственности вправе в течение 3 месяцев подать в суд иск с требованием перевода на него прав и обязанностей покупателя.
При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.
Существуют некоторые особенности при продаже доли в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Без выделения земельной доли в натуре продать ее можно только другому участнику долевой собственности, сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют земельный участок, находящийся в долевой собственности. Таким образом, при продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения вообще не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ [3]).
В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом госвласти субъекта РФ или муниципалитетом. Если они откажутся приобретать выделенный участок по предложенной цене, только в таком случае его можно продать любому лицу.
В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ. Ранее данная статья регулировала отношения по поводу приобретения прав на земельные участки из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Теперь по поводу изучения вопроса преимущественного права выкупа таких участков следует руководствоваться общим порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный порядок описан в главе V.1 ЗК РФ.
В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, продаются собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.
Особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, регулируются отдельной статьей 39.20 ЗК РФ. В данной статье обозначено, что даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками таких зданий, сооружений. Если на участке расположено несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
В отличие от утратившей силу статьи 36, в Земельном кодексе РФ осталась статья 35, которая регулирует особенности перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение. Данная статья касается всех земельных участков, а не только тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 35 ЗК РФ обозначено, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Данное право осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. То есть собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, продавец земли может продать ее любому стороннему лицу. При этом стороннему лицу нельзя продать участок по более низкой цене, потому что собственник здания в течение 3 месяцев через суд может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя.
Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.
Источники:
Важное составляющее для жителей дачных участков — это место для природной нужды. Совсем не трудно соорудить туалет своими руками с помощью чертежей и фотографий. Сейчас очень распространены биотуалеты. Но, если предусмотреть все нюансам этого приобретения, тогда комфортнее сделать обычную будку самостоятельно.
Энергетический кризис и климатические изменения стимулируют строительные компании к поиску альтернативных решений, а производителей – к выпуску энергоэффективных строительных материалов. Того, что в обиходе мы называем зелеными технологиями. «Зеленое строительство» подразумевает экологичность жилого дома, минимизацию урона окружающей среде, разумную экономию природных ресурсов и средств жильцов на оплату коммунальных услуг.
Владение самостроем на самом деле не приносит практически никаких выгод. Дом или постройка не находятся в собственности, вы не можете их продать или совершить с ними любые другие сделки. В то же время на вас могут подать в суд с требованием о сносе самовольной постройки, а также назначить административный штраф за возведение здания без разрешений. В связи с этим возникает вопрос, как узаконить дом, постройку в 2017 г.?
Детскую площадку на даче можно сделать из пней, канатов, досок, старых автомобильных шин – любых подручных материалов. Как только вы отведете место под игровую зону подальше от садовых светильников, колючих кустарников, бассейна и других потенциально опасных участков или отгородите его веселой изгородью – считайте, начало строительству положено.
При решении вопросов землепользования большое значение имеет правильная установка забора между участками. При нарушении установленных норм собственник участка может быть привлечен к административной ответственности. Также он может быть принужден к сносу забора, который не соответствует нормативам и мешает соседям. Чтобы при планировании земельного участка и выборе ограждений все сделать правильно, ознакомьтесь с данным материалом.
Получая удовольствие от сада и огорода, мы порой лишены времени серьезно и подолгу ими заниматься. Но если в первые годы приобретения дачного участка приложить максимум усилий для его капитального обустройства, огородным культурам в последующем потребуется минимум ухода и забот. Казалось бы сложная задача, зато вдохновляющая, и даже новичкам вполне по силам.
Блок-хаус — это новейший отделочный материал, употребление которого обещает массу выгодных достоинств как для хозяев домов, так и для отделочников.